ПРОЕКТ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Галлямутдинова Гюзель Нуримановна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 55 «Радость» города Лесосибирска»
Материалы практики:
Мероприятия по осуществлению проекта «От звука к букве»
Центр речевого развития «Говорим правильно!»
НОД по подготовке обучения грамоте в подготовительной группе «Цветик — семицветик»
Настольный театр в группе своими руками
Программа кружковой деятельности: «Пальчиковый театр как средство активизации речи дошкольников»
Пальчиковая игра «Дом» по авторской методике С.и Е. Железновых
Актуальность
В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4—5 годам. Однако не все дошкольники в состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся. Чаще вызывают затруднения у детей свистящие ([с]-[с’], [з]-[з’], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [щ], [ч]) и сонорные звуки ([л]-[л’], [р]-[р’]). Неправильное произношение приносит ребенку немало огорчений в детском саду, а в школьном возрасте может появиться переживание дефекта. Сверстники замечают искажение звуков, высмеивают, взрослые постоянно делают замечания, в школьных тетрадях появляются необычные ошибки. Ребенок начинает стесняться во время общения со сверстниками и взрослыми, отказывается участвовать в праздниках с рассказыванием стихов, неуверенно чувствует себя во время ответов на занятиях и уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно со стороны взрослых не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. В одних случаях требуется помощь логопеда, в других — достаточно индивидуальных занятий с педагогом, родителями. При этом участие родителей в речевой работе обязательно! Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по формированию правильного звукопроизношения: необходимо вызвать интерес у детей, а для этого использовать игру, рисование, художественное слово и другие средства, побуждающие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления. В настоящее время в ДОУ самыми распространенными недостатками речи дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Причины возникновения этих нарушений могут быть разными. Во-первых, многие из них являются результатом несвоевременно или не эффективно оказанного лечения. Во-вторых, недостаточное развитие или нарушения артикуляционной моторики. В-третьих, недостаточная сформированность фонематического слуха и др. В период обучения грамоте старших дошкольников правильное, отчетливое произношение звуков имеет большое значение, так как письменная речь формируется на основе устной и её недостатки могут привести к нарушению чтения и письма будущих школьников. Поэтому для формирования правильного звукопроизношения у дошкольников необходимо сотрудничество всех участников коррекционных мероприятий, начиная с раннего возраста дошкольников. Поэтому моей главной задачей в педагогической практике встал вопрос о разработке и апробации проектной деятельности с составлением плана сотрудничества всех участников коррекционно-образовательного процесса для отслеживания положительной динамики по формированию правильного звукопроизношения дошкольников. Для осуществления проекта и привлечения всех участников коррекционно-образовательного процесса существует необходимость проведения консультации «Развиваем речь детей», где освещена значимость формирования правильного звукопроизношения детей с раннего возраста, и составления перспективного плана пошаговой подготовки дошкольников всех возрастных групп для достижения поставленной цели.
Подготовительный этап:
- разработка проекта;
- мониторинг речевого развития, звукопроизношения детей;
- привлечение всех участников коррекционно-образовательного процесса
Основной этап:
- осуществление практических работ в каждой возрастной группе
Заключительный этап:
- мониторинг речевого развития, звукопроизношения детей;
- проведение конкурса чтецов стихотворений в старшей, подготовительной группах;
- постановка музыкально-театрального представления по сказке Шарля Перро «Золушка»
Цель: формирование правильного отчетливого произношения звуков у дошкольников
Задачи:
- развивать слуховое внимание, фонематический слух и восприятие;
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику детей;
- совершенствовать интонационную выразительность речи
Положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением у дошкольников будет наблюдаться при условии организации согласованного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательной работы, учитывая важность систематичности и последовательности коррекционных мероприятий с решением определенных задач на каждом возрастном этапе развития дошкольников. Для развития и совершенствования произносительных умений и навыков у детей к 5-7 годам необходимо время. Поэтому практическая значимость долгосрочного проекта «От звука к букве» по формированию предпосылок к обучению грамоте старших дошкольников» состоит в необходимости начать коррекционно-образовательный процесс уже с младшего дошкольного возраста. Данная проектная деятельность реализуется с применением инновационной и здоровьесберегающей технологий; с использованием игровых и практических методов и приемов; организацией индивидуальной, подгрупповой и групповой формами работы; проведением НОД по развитию речи, с интеграцией образовательных областей; осуществляя преемственность между воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физическому развитию в вопросах единой линии формирования правильного отчетливого звукопроизношения дошкольников на разных возрастных этапах развития в тесном сотрудничестве и партнерстве с родителями.
Ожидаемые результаты:
- формирование фонематического слуха, интонационной выразительности речи;
- развитие артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики;
- формирование правильного физиологического и речевого дыхания;
- совершенствование произношения всех звуков родного языка в словах и словосочетаниях;
- формирование дикции, ритмической стороны речи;
- формирование предпосылок к подготовке обучению грамоте старших дошкольников
Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Своевременное выявление речевой патологии проводится путем логопедического обследования дошкольников не позже, чем в 4 года. Учитель-логопед детально изучает строение и подвижность органов артикуляционного аппарата ребенка. Затем тщательно обследует состояние звукопроизношения, выясняет состояние фонематического восприятия. В результате всестороннего обследования младшего дошкольника учитель-логопед получает все необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести нарушения звукопроизношения, а также наметить пути коррекции дефекта, оценить динамику развития.
Список литературы.
- Агеева И. Д. «500 стишков для зарядки язычков», Москва, 2011г.
- Лиманская О. Н. «Конспекты логопедических занятий», Москва, 2010г.
- Макарова Н. Ш. « Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики», С-Петербург, 2009г.
- Рыжова Н. В. «Развитие речи в детском саду», Ярославль, 2009г.
- «Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, Москва, 2019г.
- Журнал «Воспитатель» №8, 2010г., стр.82. Статья Захрягина Т. И. «Родительский клуб «Грамотей».
- Журнал «Воспитатель» №8, 2010г., стр.110. Статья Зайцева О. И. «Артикуляционная гимнастика в детском саду».
- Журнал «Воспитатель» №2, 2012г. Статья «Профилактика звукопроизношения у дошкольников».
- Журнал «Дошкольная педагогика» №11, 2011г., стр.52. Статья Колосова Н. В. « Формирование звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста».
- Белякова Л. И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи», Москва, 2004г.
- «Дошкольная логопедическая служба» под ред. О. А. Степановой, Москва, 2008г.
- «Игровая методика раннего развития «Музыка с мамой»», авторская программа С. С. и Е. С. Железновых, Москва