Поиск
Close this search box.

РАОП — 1

ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Балабанова Рахиля Мансуровна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 55 «Радость» города Лесосибирска»

Материалы практики

Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группе к школе

Центр экспериментальной деятельности

Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Презентационный материал НОД «Жила-была Речка»

НОД «Животный мир Севера»

НОД «Тайна воды»

Анализ работы кружка по экспериментальной деятельности «Почемучка»

Дети по своей природе исследователи, и с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Долгое время основное внимание педагогов было приковано к первой функции методов – усвоение знаний. Вторая же их функция – развитие познавательных способностей – оставалась в тени. В результате сложился определённый тип образовательного процесса, характеризующийся стремлением педагога преподнести все знания в готовом виде. Такая методика приводит к тому, что познавательная деятельность детей приобретает односторонний воспроизводящий характер: главные их усилия направлены на восприятие готовых знаний, запоминание и последующие воспроизведение. Поэтому я обратилась к технологии поисково-исследовательской деятельности и через решение проблемных ситуаций, с помощью эвристических бесед, исследования и экспериментов вернуть детям интерес к окружающему миру.

Цель: формирование интереса к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Задачи:

  1. поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  2. развивать у детей познавательные способности: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.
  3. развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применение в деятельности.
  4. активизировать речь и обогащать словарь детей.
  5. продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  6. формировать опыт выполнения правил техники безопасности, при проведении опытов и экспериментов.

Основной идеей моей практики является научить детей увидеть проблему, изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает детям малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать. В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

  1. В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
  2. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
  3. Опыты и эксперименты практически безопасны.
  4. В работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, приближенные к реальной обстановке.

Формы работы с детьми: фронтальные, групповые, индивидуальные.

  • «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
  • «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
  • Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
  • Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
  • «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
  • Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

Формы организации образовательного процесса: фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.

Ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
  • Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
  • Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
  • Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)

Список литературы

  1. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ « СФЕРА», 2005.
  2. Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.,ТЦ Сфера, 2004 г.
  3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий \ авт. – сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2012 г.
  4. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
  5. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005г.
  6. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада. СП6 «Детство-пресс»,2004 г.
  7. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1998 г.
  8. Рыжова Н.А. Волшебница – вода; Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1997 г.
  9. Хабарова Т.В. Экологические проекты в ДОУ и начальной школе. Сыктывкар, 2004 г.
  10. Шапира А.Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. — М.,Мозаика-Синтез, 2002 г.
  11. Интернет-ресурсы
  12. Журналы по дошкольному воспитанию

Дата обновления страницы: 31.05.2022

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930